Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.
Опыт и знания наставника, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.
Наставником (Наставницей) называют лицо, которое передает знания и опыт.
Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов образовательной организации.
Основными задачами школьного наставничества являются:
• оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, приобретении про-фессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей;
• адаптация в коллективе;
• воспитание дисциплинированности, требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда;
• улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, творческой, спор-тивной и иных сферах;
• подготовка обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире;
• раскрытие личностного, творческого профессионального потенциала каждого учащегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
• создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличения числа закрепившихся в профессии педагогических кадров.
Нормативное обеспечение системы наставничества.
1.Сопроводительное письмо к методическим рекомендациям от 10.01.2022 № 1.
2.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации, общероссийского Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2021 года № АЗ-1128/08 «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях».
3.Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.01.2020 №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися".
4.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций».
Региональный уровень:
1.Приказ о мониторинге Региональной модели наставничества
2.Методические рекомендации по внедрению целевой модели наставничества
3.Приказ о разработке Региональной модели наставничества
4.Приказ № 255 о внедрении Региональной модели наставничества
5.Приказ о внесении изменений в приказ МОиН УР №255
Муниципальный уровень:
Школьный уровень:
1.Положение о программе наставничества (просмотр)
2.План мероприятий (дорожная карта) реализации Целевой модели наставничества в МКОУ Кибьинская ООШ (просмотр)